Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова". 2-й класс

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова". 2-й класс

Цель – воспитание бережного отношения к хлебу.

/Под звуки песни “Русское поле” (слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля) в зал входят учащиеся, гости праздника. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль./

Мальчик

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.

Девочка

Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

 

(Звучит музыка. Дети преподносят гостям хлеб-соль.)

Ведущий. Доброго здоровья, гости дорогие! Сегодня по старинному русскому обычаю мы встречаем дорогих гостей хлебом-солью. История хлеба неотделима от истории человечества. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда – хлебу насущному – люди относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, с самой жизнью Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство. Есть только одно слово равнозначное слову “ХЛЕБ”. Это слово – “ЖИЗНЬ”.

Ведущий. Мы знаем, что хлеб имеет очень давнюю историю. Как ты пришел к людям, Хлеб?

Колосок 1-й. Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди бродили по полям и лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса. (Показывает соответствующие колоски.)

Колосок 2-й. В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша.

Колосок 3-й. Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

Колосок 4-й. А 4–5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.

Ведущий.  Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.

Так же уважительно относились и относятся к труду тех, кто создает хлебА знаете ли вы, как называют человека, который выращивает хлеб? Хлебороб.

максим

Фильм откуда пришел хлеб Ученик:

Вот он – хлебушко душистый.
С хрусткой корочкой витой!
Вот он – тёплый – золотистый,
Словно солнцем налитой!
 
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл!

В нём здоровье наше, сила, 
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
 
Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе, -

Лю Загадки о профессиях .(за правильный ответ-колосок)



Держит он в руках баранку,
Да только не из теста,
Он ведёт автомобиль
В заданное место.
 
В кузове прочном
 
Зерно везёт.
То, что хлебу жизнь даёт. (
водитель)

Кто на мельницу пришёл
И зерно в муку смолол? (
мельник)

Скажите, кто так вкусно, 
Печёт пирог с капустой?
Батоны и калачики?
Скажите, девочки,
 
Скажите, мальчики? (
пекарь) 1. Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нем волны можно собирать,
Укладывать в мешок. /Поле/

2. Он на солнышке стоит
И усами шевелит,
Разомнешь его в ладонях,
Золотым набит зерном. /Колос/

3. Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом. /Хлеб/

4. В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла. /Пшеница/

5. Что две недели зеленится,
Что две недели колосится,
Что две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает? 
/Рожь/

6. Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. 
/Тесто/

7. Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! /Бублик/

8. И комковато, и ноздревато,
И кисло, и ломко,
А всех милей. /Хлеб/
Не боюсь я в стихах повториться,
Хлеб не знает предела похвал,
 
Если рожь на Руси колосится,
 
Значит, кто-то всерьёз недоспал.

Утрами хлебный запах льётся.
Бегут буханки по лоткам.
Я знаю,
Как тот хлеб даётся
 
Рабочим праведным рукам.

Его формуют на рассвете,
Чтоб он в духу румяно креп.
Нет хлеба лёгкого на свете,
 
Во все века
Был трудным хлеб.

Он труден летом и зимою,
То сев, то жатва, то помол.
Тот хлеб особою ценою
 
Ложится пахарю на стол.

Ему, как прежде,
Так и ныне,
Всегда была цена одна.
Она не та, что в магазине,
А та,
Что во поле, цена.

Конкурс « Ярмарка».

Ведущий выбирает конкурсантов, вручает конверты с заданием.(За правильный ответ-колосок)

Соотнесите инструмент и профессию.

  • Тракторист – прицеп

  • Продавец – калач

  • Учитель – тетрадь

  • Хлебороб – комбайн

  • Слесарь – ключ

  • Метеоролог – погода

  • Врач – лекарство

  • Пекарь – тесто

  • Мельник – мука

(объяснить значение лишних пар)

Ведущий: А действительно ли эти пары лишние? Почему?

Испокон веков было принято на Руси потчевать гостей пирогами. Пирог – праздничный хлеб, само название происходит от слова “пир” – праздник, торжество. Ко всякому празднику выпекали свой особый пирог: к приезду дорогих гостей – “Хлеб да соль”, к свадьбе – обрядовый “ каравай”, к появлению в доме новорожденного – “Бабкины пироги”.

Каравай – истинно русский хлеб. Все знают, какой он должен быть на именины и “ширины”, и “вышины”. Но прежде всего – это особый, богато украшенный хлеб – каравай.

Ну а мы проведем с вами игру-хоровод “Каравай-каравай…”

Ведущий.

В летний день у каравая
Хороводы, звон и смех,
Сам друзей он выбирает,
Выбирает, да не всех,

Каравай, каравай, кого любишь – выбирай!”

(Дети идут по кругу. Один ребенок – в центре. Он водящий.)

Все:

Как на Колины именины
Испекли мы каравай 
(дети останавливаются)
Вот такой вышины 
(приподнимают руки)
Вот такой нижины (приседают)
Вот такой ужины (взявшись за руки, бегут в круг)
Вот такой ширины (идут от центра, образуя большой круг)
Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай! (Прихлопывают в ладоши)

Водящий. Я люблю, конечно, всех, ну а … больше всех!

Игра повторяется 3 раза, темп убыстряется.

Хлеб можно видеть белый, серый, черный. На хлебозаводах делают специальный хлеб для подводников и космонавтов. В космосе крошки разлетаются и могут попасть в аппаратуру, поэтому хлеб выпекают в виде крохотных булочек на “один укус”, герметически упакован, хранится долго. Но так было не всегда. /Звучит музыка./

В годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) от голода погибло людей почти в 40 раз больше, чем от авиабомб и снарядов. Город был окружен войсками фашистской Германии. 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. Норма рабочего составляла 250 граммов, для всех остальных – 125 граммов хлеба. /Показать./ Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нем было муки – мякина, отруби, целлюлоза.

В Музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда.

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм”.

/Рождественский Р./

Сейчас у нас много вкусного хлеба, но разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно? Если мы с вами проведем простой подсчет, то получится следующее: если каждый ученик за один день не доест или выбросит 50 граммов хлеба (показать кусочек), это составит по школе 35, да 35 буханок хлеба!

Хлебом дорожи настолько, чтобы знал и класс твой весь. Постарайся брать лишь столько, сколько можешь сразу съесть!”

Хлеб – это жизнь.
Недаром хлеб называют насущным.
Вот поэтому наш девиз:
“Бережно относись к хлебу!

" Для следующего конкурса выберем двух участников.

Отборочные вопросы:

  • Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное изделие? ( «Колобок»)

  • В чём сказочный медведь нёс Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе.)

  • (Дополнительный.) какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в русской народной сказке «Мужик и медведь .»

Задание конкурса: кто назовет больше хлебобулочных изделий.

Выполнение работы по изготовлению поля



Ведущий. Мы заканчиваем наш праздник “Хлеб – всему голова”. Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили свой труд, чтобы мы свободно могли купить любое хлебобулочное изделие. Хлеб всегда будет жив и одушевлен нашей памятью. Быть с хлебом – это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для нас, как энергия солнца, как свет и воздух, потому хлеб и бесценен.

Хлеб – всему голова. Хлеб будет – все будет!

Стихи 1 класса

Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
 
Берегите хлеб родной.

Берегите каждый колос
Наших радостных полей,
Словно песен тихий голос
Громкой родины своей!

Не хотим мы видеть чёрных
Зёрен, выжженных войной,
Пусть сияет нам узорный
Золотистых волн прибой.

Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
“Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!”

Рефлексия